Russian Belarusian

СППС

Если вы чувствуете, что в вашей жизни что-то идет не так, испытываете проблемы в процессе обучения и проживания в общежитии, не можете найти общий язык с окружающими людьми, вам не хватает поддержки, чувствуете себя одинокими, не с кем поговорить — не теряйте времени — обращайтесь за помощью к специалистам социально-педагогической и психологической службы лицея (СППС).

Педагог социальный, педагог-психолог помогут Вам разобраться в причинах возникших проблем и найти способы их разрешения.

При обращении за помощью Вам гарантирована полная конфиденциальность.

Наталья Викторовна Жданова,
педагог-психолог учреждения образования «Гомельский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта»

Татьяна Александровна Буланова,
педагог социальный учреждения образования «Гомельский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта»

Положение о социально-педагогической и психологической службе УО «Гомельский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта»

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение регулирует порядок создания, функционирования и прекращения деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования «Гомельский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта» и служит правовой и организационно-методической основой ее работы.

2. Общее руководство деятельностью СППС осуществляет директор лицея. Координирует и направляет деятельность СППС заместитель руководителя по воспитательной работе.

3. В своей деятельности СППС руководствуется международными актами в области защиты прав детей, законодательством Республики Беларусь, настоящим Положением.

ГЛАВА 2

ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФУНКЦИИ СППС

5. Целью деятельности СППС является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся в лицее, семье и социальном окружении.

6. Основные задачи СППС:
организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально опасном положении;
содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в учебном и педагогическом коллективе лицея, семьях обучающихся и их социальном окружении;
предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда здорового образа жизни;
повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения.

7. Принципы деятельности СППС:
приоритет прав и интересов обучающихся;
личностно-ориентированный подход;
гуманистический характер деятельности;
доступность;
конфиденциальность.

8. СППС в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:
содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;
реализация Декрета Президента РБ № 18 « О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
изучение уровня развития обучающихся, их индивидуальных особенностей, социального положения, склонностей и потенциальных возможностей в процессе воспитания, обучения, профессионального самоопределения, профилактику и выявление причин отклонений в учебе, развитии, общении, социальной адаптации;
разработку и реализацию комплексных программ социально-педагогической и
психологической помощи обучающимся, осуществление коррекции, направленной на преодоление нарушений в поведении;
организация работы по оказанию комплексной помощи обучающимся, находящимся в социально опасном положении и признанным нуждающимися в государственной защите, согласно межведомственным планам индивидуальной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина, профессионала;
осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении несовершеннолетних, вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни;
формирование у участников образовательного процесса потребности в психологических, педагогических, правовых знаниях и использовании их при создании условий для полноценного развития и самоопределения обучающихся;
оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся;
изучение и обобщение опыта социально-педагогической и психологической работы, участие в методических объединениях, семинарах, конференциях, разработку методических материалов для участников образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, проблемам семьи, защиты и охраны детства.

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СППС

9. Специалистами СППС УО «ГГПЛЖТ» являются педагог социальный и педагог-психолог.

10. СППС организует выявление и учет учащихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи, а также находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите:
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, воспитывающихся в опекунских и приемных семьях;
оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
ставших жертвами преступлений, жестокости, психического и физического насилия;
с асоциальным и делинквентным поведением;
употребляющих алкоголь, наркотические и токсичные вещества;
с нарушением эмоционально-волевой сферы;
имеющих конфликтные отношения с педагогами, родителями, ровесниками, оставившими семью либо лицей;
родители которых ненадлежащим образом выполняют функции по воспитанию детей, злоупотребляют алкоголем;
из семей беженцев либо из семей, которые пострадали в результате стихийных бедствий, катастроф;
из числа выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа либо освободившихся из мест лишения свободы;
других категорий обучающихся, имеющих проблемы.

11. СППС оказывает социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку всем нуждающимся в ней учащимся, родителям, иным участникам образовательного процесса, а также обратившимся лично (коллективно) или по рекомендации органов опеки и попечительства, органов охраны детства, педагогов, инспекций по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и других заинтересованных.

12. СППС обеспечивает сопровождение обучающихся, семей, которые нуждаются в помощи, в течение срока и в объемах, определяемых индивидуальным планом помощи обучающимся, который разрабатывается специалистами СППС, или межведомственным индивидуальным планом защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Объем, формы, продолжительность первичной социально-педагогической и психологической помощи и последующего сопровождения определяются специалистами СППС с учетом возраста обучающихся, характера проблемы, ее анализа и перспектив разрешения. Социально-педагогическая и психологическая помощь может оказываться в индивидуальной или групповой форме.

13. Специалисты СППС в случае необходимости направляют обучающихся, имеющих трудности в обучении и социализации в учреждения, предназначенные для оказания углубленной помощи: социально-педагогический центр, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, наркологический диспансер и другие, для оказания им комплексной помощи. СППС устанавливает и поддерживает контакты с учреждениями, предназначенными для оказания углубленной помощи, патронирует продвижение направленных в них участников образовательного процесса и отслеживает его результаты, мотивирует обучающихся, их семьи на посещение названных учреждений.

14. СППС оказывает социально-педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним с ведома и во взаимодействии с родителями или лицами, их заменяющими, с учетом мнения самого несовершеннолетнего.

15. СППС участвует в рассмотрении случаев, связанных с непосещением обучающимися лицея, принятием решений об их дисциплинарной ответственности, постановке на внутрилицейский учет, комиссии по делам несовершеннолетних и инспекции по делам несовершеннолетних; оказанием материальной помощи, соблюдением социальных гарантий и льгот, а также других случаев, которые могут привести к ущемлению прав и интересов обучающихся.

16. СППС проводит социально-педагогический и психологический анализ всех случаев суицидального поведения обучающихся, совершения уголовно наказуемых деяний и насилия в отношении их, а также случаев торговли людьми.

17. СППС осуществляет патронат детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на протяжении двух лет после окончания лицея и оказание им индивидуально ориентированной социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в социальной адаптации на начальном этапе самостоятельной жизни.

18. СППС информирует администрацию лицея, органы управления образования и органы охраны детства о нарушении прав и интересов обучающихся и лицах, их допустивших.

19. Режим работы специалистов СППС определяется с учетом особенностей лицея, обеспечения доступности для обучающихся, других участников образовательного процесса и возможности выполнения функций, предусмотренных настоящим Положением.

20. Документация СППС включает:
план работы СППС на год, утвержденный директором лицея;
планы работы специалистов СППС на месяц;
материалы по организации и оказанию помощи обучающимся, родителям;
график работы специалистов СППС;
аналитические отчеты о работе за год;
отчеты и аналитические материалы о реализации программ социально-педагогической и психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, родителям;
журнал учета консультаций обучающихся, родителей, педагогов;
социальный паспорт лицея;
социальный паспорт учебных групп;
учет обучающихся, их семей, указанных в пункте 10 настоящего Положения;
информацию об учреждениях и организациях, с которыми взаимодействует СППС;
перечень социально-педагогических и психологических методик, используемых в работе специалистами СППС.

ГЛАВА 4

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

21. СППС лицея в пределах своей компетенции имеет право:
определять задачи и приоритетные направления деятельности, выбирать педагогически
обоснованные и целесообразные формы и методы работы с учетом особенностей контингента участников образовательного процесса и их потребностей;
представлять и отстаивать интересы обучающихся, прежде всего оказавшихся в социально опасном положении, в государственных и общественных организациях, в судебных, правоохранительных и следственных инстанциях в пределах законодательства Республики Беларусь;
получать от других структурных подразделений и работников лицея необходимую информацию и документы по вопросам, входящим в компетенцию СППС;
участвовать в работе органов и комиссий, осуществляющих социальное воспитание обучающихся;
направлять в установленном порядке запросы в организации для получения необходимой информации в целях защиты прав и законных интересов обучающихся и оказания им комплексной социально-педагогической и психологической помощи;
посещать учебные занятия, культурно-массовые и оздоровительные мероприятия, проводимые в лицее, семьи обучающихся с целью предупреждения и решения их социально-педагогических и психологических проблем;
вносить на рассмотрение руководителя лицея в установленном порядке органов управления образованием, здравоохранения, внутренних дел и других заинтересованных предложения и рекомендации, направленные на совершенствование образовательного процесса, социального воспитания, защиты и охраны детства;
обращаться в установленном порядке в соответствующие организации с ходатайством об оказании необходимой помощи обучающимся в преодолении социального неблагополучия.

22. Специалисты СППС учреждения образования обязаны:
руководствоваться в своей деятельности законодательством Республики Беларусь и документами Министерства образования Республики Беларусь;
соблюдать этические нормы, хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате консультативной работы (кроме случаев, когда данные сведения представляют угрозу для учащегося, других людей, государства);
рассматривать вопросы и принимать решения в пределах своей компетенции и должностной инструкции;
совершенствовать профессиональное мастерство, повышать квалификацию в установленном порядке;
вести соответствующую документацию по направлениям профессиональной деятельности;
соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся;
нести ответственность за правильность выводов, адекватность используемых в работе средств и методов, обоснованность даваемых заключений и рекомендаций, сохранение конфиденциальной информации, полученной в ходе профессиональной деятельности.

ГЛАВА 5

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

23. СППС лицея сотрудничает с мастерами п/о, преподавательским составом, структурными подразделениями лицея, общественными объединениями, органами ученического самоуправления и родителями по социально-педагогическому и психологическому сопровождению участников образовательного процесса.

24. СППС лицея взаимодействует в пределах своей компетенции с органами опеки и попечительства, органами охраны детства, комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекциями по делам несовершеннолетних, органами и организациями здравоохранения, культуры, по труду и социальной защите, спорта и туризма, внутренних дел, прокуратурой и судами, а также общественными объединениями, другими организациями и заинтересованными.

25. СППС лицея работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции социально-педагогической и психологической работы.

26. Деятельность специалистов СППС лицея координируется социально-педагогическими центрами (районными, городскими, областными), которые оказывают организационную и методическую помощь.


Экстренная психологическая помощь «Телефон доверия» в г. Гомеле (анонимно)

170 Круглосуточно (на базе Гомельского городского центра социального обслуживания семьи и детей) Бесплатно
8 (0232) 37 91 91 с 8.00 до 24.00
(на базе Гомельской областной клинической психиатрической больницы)
Бесплатно
8 0232 35 91 91
для детей и подростков
Круглосуточно
(на базе Гомельской областной клинической психиатрической больницы)
Бесплатно
8 0232 74 81 84
помощь гражданам, ставшим жертвами торговли людьми
Пн-пт 08.30-17.15
Перерыв на обед 12.30-13.00

(Гомельский областной консультационный центр «Руки помощи» при Гомельской областной организации Белорусского общества Красного Креста)
Бесплатно

 

Экстренная психологическая помощь «Телефон доверия» в Беларуси (анонимно)

Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию - телефон доверия для детей 8 801 100 16 11 круглосуточно, бесплатно
Республиканская "Горячая линия" для пострадавших от домашнего насилия 8 801 100 8 801 ежедневно
с 8 00 до 20 00
бесплатно со стационарной сети
Республиканский "Телефон доверия" для наркологических пациентов 8 801 100 21 21 по будням
с 9 00 до 17 00
бесплатно