Составы жизни

Санитарные поезда спасали жизни раненых и эвакуировали пострадавших, обычные составы быстро перемещали солдат, технику и припасы, перевозили вглубь страны миллионы людей и целые заводы.

Военно-санитарный поезд № 1078
Вагон-цейгхауз (склад) - багажный вагон

Вагон был разделен на две половины: в одной - прачечная, во второй - стойло для поросят. В прачечной были установлены бочки для замачивания, стеллажи для намыливания и ванна для полоскания. За перегородкой находилась запасная цистерна для воды на 2 тысячи литров. В летние месяцы помещение служило баней для команды.

Вагон-электростанция

Здесь находился нефтедвигатель, а под вагоном располагались аккумуляторные батареи. Впоследствии здесь же находилась жестяная мастерская. Во второй половине вагона размещался склад продуктов.

Вагон-ледник для хранения скоропортящихся продуктов

Своеобразный «термос» с двойными стенками, между которыми набивался войлок или опилки. Пол в леднике устилался толстым слоем ледниково-соляной смеси. На крыше вагона-ледника делали тесовые грядки длиной 16 метров, в которые установили ящики с землей. Высадили лук, салат и редиску. Растения регулярно поливали, и они быстро дали побеги. Вскоре в рационе раненых появилась свежая зелень, а больные шутили, что грядки на вагоне - лучшая маскировка.

Вагон-кухня

Тут находился варочный зал с печью и четырьмя котлами, а также подсобные помещения для хранения продуктов. Позднее в подсобном помещении вагона-кухни была оборудована небольшая столовая для офицерского состава поезда.

Штабной вагон

Это был так называемый «мягкий» вагон, в каждом купе которого располагался кабинет начальника одной из служб поезда. Кроме того, в штабном вагоне располагались комната для совещаний и радиоузел. Отсюда передавались последние сводки с фронтов, политинформации, важные сообщения – радиоприемники были установлены в каждом вагоне.

Вагон для проживания команды («жесткий»)

Вагон - аптека-перевязочная.

В одном купе размещалась аптека, в другом – оборудован уголок для занятий лечебной физкультурой. Во второй половине вагона расположена перевязочная или малая операционная. Кроме них в вагоне находился санпропускник, автоклавная, медицинский пост и котельная, в которой впоследствии разместилась водо- и грязелечебница.

Вагоны для тяжелораненых

Пассажирские вагоны со снятыми внутренними перегородками, оборудованные вдоль боковых стенок станками Кригера со специальными амортизационными пружинами для трехъярусного размещения носилок.

Вагон-изолятор

В вагоне были предусмотрены два отделения для инфекционных больных и два хозяйственных блока. В каждом инфекционном отделении был медицинский пост.