Солдат войны
Подвиги железнодорожников в тылу и на фронте

На работах по восстановлению железнодорожных путей. Курская область, 1943 г
Барыкин Емельян Игнатьевич
02.08.1902 - 25.03.1951
В годы Великой Отечественной войны был одним из руководителей обороны г. Гомеля, участвовал в создании полка народного ополчения, организации подполья и партизанского движения на Гомельщине. В августе 1941 года организовал городской партизанский отряд «Большевик». С ноября 1942 года – полковник, начальник штаба Гомельского партизанского соединения. С 1944 года – полковник в запасе, секретарь Гомельского городского комитета партии. С 1948 года – секретарь Барановичского областного комитета Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии. С 1947 по 1951 г. – депутат Верховного Совета БССР 2-го созыва. С 1949 по 1951 г. – член Ревизионной комиссии Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии.
Семенцов Михаил Иванович
26.09.1917–12.02.1945
Родился в пос. Ильич Гомельского района. В 1938 году призван на службу в Красную Армию. Работал на железной дороге в г. Гомеле. В 1940 году окончил Одесскую военно-авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1941 го¬да . С июня 1941 по июль 1943 г. – заместитель командира эскадрльи истребительного авиаполка. Старший лейтенант гвардии Семенцов М.И. совершил 270 боевых вылетов, участвовал в 69 воздушных боях, сбил лично 12и в группе 9 самолетов противника. Дважды таранил вражеские самолеты противника: в кон¬це 1942 года около г. Элиста и осенью 1943 года при наступлении на Киев. Участник боев на Донбассе, Кавказе, Курской дуге, в Украине, Польше, Германии. Погиб в бою.
Окорков Владимир Андреевич
1915–1981
В 1929 году Окорков В.А. окончил семилетку и поступил в школу фабрично-заводского ученичества, которую окончил в 1931 году с квалификацией слесаря паровозника 5-го разряда. В 1932 го¬ду окончил вечерние курсы электромехаников связи и был назначен электромехаником ст. Гомель. В 1934 году Окорков В.А., работая, поступил в техникум на вечернее отделение на 3-й курс в г. Гомеле по специальности «СЦБ и связь», которые окончил в 1936 году. С 1936 по 1937 г. работал техником связи. В апреле 1938 года был назначен на должность начальника техотдела службы связи Белорусской железной дороги, в этой должности проработал до оккупации – до августа 1941 года.
Панькова Елена Даниловна
14.05.1914–09.11.1964
Награждена орденом Ленина, золотой медалью «Серп и Молот», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Родилась в г. Лунинце Брестской области. В 1930–1932 гг. училась в Гомельской школе фабрично-заводского ученичества по специальности «слесарь по ремонту вагонов». В 1932–1934 гг. работала слесарем, с 1934 по 1941 г. – электросварщиком. В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1944 г. работала мастером производственного обучения школы фабрично-заводского ученичества на ст. Абдулино Куйбышевской железной дороги. В 1944–1964 гг. – электросварщик Гомельского вагонного депо. В 1945 году стала членом Коммунистической партии Советского Союза.
Чухнюк Елена Мироновна
12.03.1917–10.05.2014
За особые заслуги в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Она стала одной из трех железнодорожниц, которые первыми в СССР получили это звание. Награждена орденами Ленина, Отечественной войны 2-й степени, двумя медалями, золотой медалью «Серп и Молот», знаком «Почетный железнодорожник». Дизель-поезд ДР1Б-505 «Елена Чухнюк» приписан к локомотивному депо Гомель Родилась в в д. Дьяковке (ныне - Бершадский район Винницкой области Украины). В 1938–1941 гг. приехала в г. Гомель, где поступила на курсы помощников машиниста паровоза. Работала помощником машиниста паровоза, затем – паровозным машинистом депо Гомель.
Калач Борис Филиппович
11.08.1923 – 18.12.2001
Родился в посёлке Городня (ныне – город Черниговской области, Украина) в крестьянской семье. В 1939 году окончил семилетку, а в 1940 году – ФЗУ при Гомельском паровозоремонтном заводе. Получив специальность токаря по металлу, работал на этом заводе. В апреле 1941 года перешёл работать токарем-инструментальщиком в Черниговскую МТС. Когда началась Великая Отечественная война, и немецко-фашистские захватчики ворвались в Чернигов, Б.Ф.Калач не успел эвакуироваться и вынужден был остаться на временно оккупированной территории. В марте 1942 года Б.Ф. Калач установил связь с партизанским отрядом, которым командовал секретарь Черниговского обкома А.Ф. Фёдоров. Юношу приняли в партизаны и назначили вторым номером пулемётчика.
Заслонов Константин Сергеевич
07.01.1910–14.11.1942
Герой Советского Союза. Активных участников и руководителей партизанского движения в Беларуси во время Великой Отечественной войны; командир партизанского отряда и бригады, командующий всеми партизанскими силами Оршанской зоны. Родился 7 января 1910 года в Осташкове, Тверская область, в семье рабочего. Учился в единой трудовой школе в городе Невель в 1924—1927 годах. В 1930 году окончил Великолукскую железнодорожную профтехшколу. С 1937 года — начальник паровозного депо станции Рославль, с 1939 — паровозного депо Орша. В начале Великой Отечественной войны при подходе немецко-фашистских войск к Орше К. Заслонов эвакуировался в Москву и работал в депо имени Ильича, но по личной просьбе направлен с группой железнодорожников в тыл врага.
Лопатин Пётр Григорьевич
05.01.1907–09.07.1974
Петр Григорьевич родился 5 января 1907 г. в селе Излегоще Усманского района Липецкой области в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу, работал в сельском хозяйстве. В первые месяцы войны Петр Лопатин был назначен в стрелковую охрану станции Москва – окружная, а уже в августе 1941 г. с группой бойцов направлен в тыл врага – партизанский отряд, где являлся командиром отделения, позднее взвода партизанского отряда специального назначения «Митя», действовавшего на территории Могилевской, Смоленской и Орловской областей. За короткое время существования партизанская бригада выросла в мощное партизанское формирование, состоявшее из 9 отрядов с общим числом более 2000 народных мстителей.
Андреев Анатолий Евгеньевич
14(1).09.1916–26.03.2005
Родился Анатолий Евгеньевич в 1916 г. в г. Рогачеве Гомельской области. После окончания семи классов поступил в Оршанскую железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества. В 19 лет он стал самым молодым машинистом Оршанского железнодорожного узла. 22 июня 1941 г. Андреев вел грузовой поезд на станцию Орша. Не доехав до Орши, поезд был экстренно остановлен на станции Толочин – началась война. Работая машинистом в прифронтовом районе, Анатолий Евгеньевич участвовал в перевозке войск и эвакуируемого имущества. В августе 1941 г. он прибыл в паровозное депо им. Ильича в Москве.
Макаров Николай Акимович
01.12.1905–26.06.1975
Николай Акимович Макаров родился 1 декабря 1905 года в Витебске в семье железнодорожника. В 1923 году пришел работать на железнодорожный транспорт. Трудовую деятельность начал техническим конторщиком на станции В предвоенные годы Н. А. Макаров прошёл путь от рядового движенца до начальника Витебского отделения движения Западной железной дороги. На эту должность был назначен в декабре 1940 года. Когда началась война, Николай Акимович обеспечивал перевозки эвакуированных объектов промышленности Витебска на Восток. В тяжелые годы борьбы с фашистскими захватчиками широко раскрылся организаторский талант Н. А. Макарова.